Иконография Божией Матери Милосердия не однообразна, она принимает различные формы в зависимости не только от эпохи, но также и от части Европы и местности, где почитали милосердие Марии. На Западе с XIII века был очень популярен образ Mater Misericordiae с плащом опеки, под которым обретали защиту представители церковной иерархии, различные города, ордена (в частности, цистерцианские монастыри), францисканские братства и другие сообщества. Её изображения можно было встретить в храмах, на хоругвях, в монастырях, на печатях и гравюрах. Эта иконографическая концепция Mater Misericordiae продержалась в упрощённой форме вплоть до XVIII века.
На Востоке идея Mater Misericordiae была известна под именем Покрова – с платком или головной накидкой как символом заступничества, которыми Мария укрывала тех, кто прибегал к Её защите. Мария либо сама держала его в руках, либо ангелы простирали покров над местностью или общиной, которую Богородица принимала под свою опеку. Иконография и литургия Покрова Богородицы связана с видениями Андрея, Христа ради юродивого, во Влахернском храме: Матерь Божия явилась ему, окружённая святыми, и после молитвы перед алтарём раскрыла свой плат над людьми в знак покровительства. В этом храме Её покров хранили и почитали как бесценную реликвию. В рамках культа этой реликвии развилась мысль покровительства Матери Божией, существующая и доныне.
Со временем в культ Mater Misericordiae были введены новые мотивы – заступничество перед гневом Божиим, что вызвало также изменения в иконографии. Марию изображали уже без плаща опеки, но как Ту, Которая ломает стрелы гнева Божьего. Поначалу фоном изображений позади фигуры Марии были места, на которые должен был пасть гнев Божий, потом же осталось одно лишь изображение Марии, ломающей в руках стрелы Божьего гнева. Этот иконографический тип в образах и гравюрах милосердия Марии в XVII веке распространили пиары (или пиаристы; католический орден «отцов благочестивых школ». – Прим. пер.). В Польше этот иконографический тип известен под именем Матери Божией Милостивой, которую в 1664 году магистрат Варшавы провозгласил Покровительницей Города.
С XVII века Божию Матерь Милосердия почитают также в образе из Острой Брамы. Он представляет Марию в момент благовещения, принимающую в свою жизнь Сына Божьего – Воплощённое Милосердие, или же произносящую «fiat» у подножия креста, на что указывает жест рук, скрещённых на груди. Образ прославился многочисленными чудесами и живым культом милосердия Марии, поэтому в 1927 году он был коронован, а часовня в вильнюсской Острой Браме стала самым известным в этой части Европы санктуарием Божией Матери Милосердия, причём не только для католиков.
Mater Misericordiae
Образы Mater Misericordiae, относящиеся к культу Марии-покровительницы, защитницы каждого, кто прибегает к Её помощи, принадлежали к наиболее известным в Европе. Знаком милосердия Марии был плащ, под которым укрывались все, ищущие Её предстательства: папы, кардиналы, ордена, города, различные общины… В иконографии плащ принадлежит к старейшим символам опеки и власти, а в образы Mater Misericordiae он был введён под влиянием легенд о чудесах, которые Мария совершила, покрывая плащом своей опеки людей, города и народы… Первая из этих легенд происходит из V века и гласит о чудесном спасении еврейского мальчика-выкреста, которого отец бросил в раскалённую печь за отступление от веры предков. Мария сохранила юношу под своим плащом, и так он спасся. Потом появились рассказы о спасении Константинополя, который Мария защитила своим плащом во время нападения аваров в 626 году. Иные легенды гласили о спасении Авиньона или монастыря Сен-Мон от вод разбушевавшейся Атлантики. Неизвестно, какая из этих легенд имела решающее влияние на формирование идеи Mater Misericordiae и Её иконографию. Поначалу в иконографии Матерь Милосердия представляли с Младенцем на руках, потом уже без Него и с широко раскрытым плащом опеки, под которым находили прибежище все, полагающие свои надежды на Её милосердие. Этот иконографический тип распространяли францисканцы (в особенности в своих братствах) и цистерцианцы, у которых изображение Марии, простирающей плащ над монахами, сохранилось до нынешних дней в орденской печати.
В XVI и XVII веках культ Mater Misericordiae существовал во многих орденах. Её почитали доминиканцы и доминиканки, кармелиты, норбертанцы и норбертанки, францисканцы, цистерцианцы, главным образом в Италии, Германии и Франции. В Польше этот иконографический тип был скорее редкостью (Ясная Гора, Львов), поскольку его распространение сдерживалось пиетизмом по отношению к Матери Божией. Ей «не разрешалось» быть настолько близкой, чтобы можно было прибегать под защиту Её плаща. В конце XVIII и в XIX веке, под влиянием перемен в сознании эпохи и ограничения роли религии, наступил закат идеи Mater Misericordiae. В иконографии отказались от символа милосердия (покровительства), каковым был плащ, и были оставлены лишь поломанные стрелы гнева Божьего в Её руках, вместе с признанием Её титула Матери Божией Милостивой.
Матерь Божия Милостивая
Безумствовавшие в XIV веке в Западной Европе эпидемии способствовали развитию культа Mater Misericordiae, в который был введён мотив защиты от гнева Божьего. Считалось, что мор, голод, войны, перед которыми люди чувствуют себя бессильными, – это проявление гнева Божьего, поэтому спасения искали у Марии. В иконографии этот мотив выражался прежде всего в виде трёх стрел (обозначающих три бедствия: болезнь, голод и войну), которые Мария ломала в своих ладонях либо же умоляющим жестом раскрывала свою грудь и своим плащом укрывала ищущих Её помощи. Со временем иконографические композиции, представляющие Mater Misericordiae, претерпели композиционное упрощение: были отброшены подробности, утратившие актуальность, как, например, совместное прибегание под плащ Марии или же, в конце концов, сам плащ. Оставалось лишь то, что сохраняло саму суть идеи Mater Misericordiae, то есть изображение Марии и ломаемые Ею стрелы гнева Божьего. В таком виде Матерь Божия явилась одной набожной женщине в Италии во время бушующей эпидемии и потребовала трёхдневных покаянных процессий, после которых мор прекратился. Этот иконографический тип распространяли в особенности отцы-пиаристы. Для храма в Варшаве они получили от Апостольского нунция икону Марии, ломающей стрелы гнева Божьего. Эта икона прославилась многими чудесами и была коронована, а Марию в этой иконе почитали как Матерь Божию, дарующую милости от морового поветрия. В 1664 году Магистрат Города Варшавы провозгласил Её своей Покровительницей.
Остробрамская Матерь Милосердия
С начала XVII века в вильнюсской Острой Браме был почитаем образ Марии без Младенца, со скрещёнными на груди руками в жесте произносимого «fiat» в момент Благовещения либо у подножия креста. В этом изображении авторства неизвестного художника Марию от начала почитали как Матерь Милосердия. На воротах виднелась надпись по-польски: Матерь Милосердия, под Твою защиту прибегаем. После разгрома январского восстания (1863 года. – Прим. пер.) российская царская власть велела заменить надпись латинской; к первоначальной версии стало возможно вернуться уже после того, как Польша обрела независимость, однако в 1946 году в Острой Браме снова появилась та же латинская надпись. Голову Марии окружает необычный ореол из солнечных лучей, между которыми видны звёзды, а в нижней части образа изображён большой лунный серп (жертвуемый как вотум), замыкающий композицию. Эти атрибуты отсылают нас к словам из Откровения Апостола Иоанна: И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд (Откр 12,1). Итак, Матерь Божия Остробрамская является не только Матерью Сына Божьего из тайны Воплощения, Матерью, принимающей участие в деле Искупления («fiat» под крестом), но также и Женой прославленной, облечённой в солнце и в венце из звёзд, которая неустанно заступается за Церковь, пребывающую в земном паломничестве и подвергающуюся различным опасностям. Эти образы находятся во многих храмах, монастырях и домах как в Литве, так и в Польше.
Подготовила с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs