Восхищение и восторг охватывают меня при виде Величия Божия,
которое снисходит до меня, до самой нищеты.
Из моей души вырывается благодарность ему за все милости,
которые Он мне уделяет, а особенно
за милость призвания к своему исключительному, святому служению (Дн.1814).
Каждое призвание является даром Бога человеку, но особый дар – это призвание к служению Богу в священстве и богопосвящённой жизни. Это приглашение Бог адресует не всем людям, а только избранным. Его выбор полностью свободен, и для нас он всегда остаётся тайной. Здесь не имеет значения ни происхождение, ни образование, ни общественное положение, ни какие-либо другие способности, ни даже личное совершенство. «Избрал тех, кого сам захотел», – кратко говорит Священное Писание.
Призвание к монашеству является приглашением к более глубокой общности жизни с Иисусом и участию в Его миссии. Оно приглашает к любви обручённого Христу на пути евангельских советов – чистоты, бедности и послушания, а также к тому, чтобы разделить с Ним Его заботу о спасении и освящении мира. В каждом институте богопосвящённой жизни конкретная харизма определяет, каким именно образом надлежит следовать Христу и какие задания выполнять, дабы участвовать в Его миссии. В конгрегации Сестёр Божией Матери Милосердия, согласно с харизмой, сёстры принимают участие в жизни Иисуса Милосердного и Его спасительной миссии, провозглашая миру милосердную любовь Бога к человеку.
Благодарю Тебя, Боже, за милость призвания
К исключительному служению Тебе,
Дающему мне возможность любить только Тебя –
Это огромная честь для моей души.
Благодарю Тебя, Господи, за вечные обеты,
За этот союз чистой любви,
За то, что ты пожелал своё чистое Сердце связать с моим
И соединил безупречным союзом своё сердце с моим (Дн.1286).
Так благодарила за дар призвания св.Сестра Фаустина. Она знала, что призвание – это дар Божьего милосердия, благодать, получаемая даром, ничем не заслуженным образом, и этот подарок настолько огромен, что его нельзя сравнить ни с одним другим призванием. Быть обручённым Христу – это высочайшее достоинство человека на земле. Я предпочитаю быть в монастыре служанкой, – призналась она, – чем в миру царицей (Дн. 254). Когда Сестра Фаустина открыла своё призвание и вступила в монастырь, то ей казалось, что она попала в райскую жизнь. Благодарственная молитва била ключом из её сердца, ибо великое сотворил для неё Господь, призывая её к невестиной любви к своему Сыну и к участию в Его миссии. Я безмерно счастлива, – писала она в своём «Дневнике», – несмотря на своё ничтожество, я ничего не хотела бы изменить из того, что мне дал Бог. Даже с Серафимом я бы не хотела поменяться местами – такое внутреннее познание Себя самого мне даёт Бог (Дн. 1049).
Она всегда чувствовала себя удостоенной чести исключительного служения Богу и отвечала на это предельно совершенным образом, всей своей жизнью. Много раз на страницах «Дневника» и в письмах Сестра Фаустина высказывала не только то, как высоко она ценит эту благодать, но и то, каким образом она на неё отвечала. Я иду по жизни среди молний и гроз, – писала она, – но с гордо поднятой головой, потому что я – царское дитя, ведь я чувствую, что кровь Иисуса течёт в моих жилах, и моё упование – в великом милосердии Господнем (Дн. 922).
Сестра Фаустина понимала, что благодать призвания – это не только высокое достоинство невесты Сына Божьего (после вечных обетов она носила на пальце обручальное кольцо с именем Иисуса), но также и обязательство следовать за Ним до самого конца. Это обязательство быть с Иисусом не только в минуты Преображения на горе Фавор, но также и в Гефсиманском саду, и на Голгофе. Невеста должна быть подобна Жениху своему, – сказал ей Иисус, а она знала, каким должно быть это подобие. Сестре Людвине она писала: О, какую радость я ощущаю в душе, что Господь Иисус призвал меня в нашу Конгрегацию, тесно соединённую с делом и миссией, которые имел Иисус, то есть со спасением душ. И если мы будем верны этой миссии, то наверняка не одна душа будет благодарить нас за рай, но мы должны помнить о том, что наша миссия – высока, подобна миссии Иисуса. Мы должны во всей полноте обладать духом Иисуса и Его чертами, то есть полным отречением от себя из любви к Богу ради блага бессмертных душ. (…) Дорогая сестра, не будем же страшиться жертвы, подобной жертве Иисуса на кресте; не будем же бояться вообще, ибо любовь прибавит нам сил и отваги принести эту жертву. Что за радость изнурять себя ради бессмертного Царя и Жениха нашего. Что за радость быть подобной полевым цветам под ногами Иисуса, и, увядая понемногу, восхищать своим запахом Его Божественное сердце (П. 253-254).
В своём «Дневнике» Сестра Фаустина лучше всего показала, что такое благодать призвания и как надлежит переживать её в своей повседневности. Приглашение к жизни «вдвоём» с Иисусом – это великий дар, но также и задание. Исполнение его (хотя иногда и требующее ношения тернового венца и несения креста) приносит радость исполнения своего человеческого и христианского призвания.
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs