В Священном Писании и впрямь не появляются такие определения Марии, как Матерь Милосердия, Матерь Божьего Милосердия, Божья Матерь Милосердия или Милосердная Мать. Однако библейские тексты прекрасно описывают действительность, стоящую за этими титулами. Мы имеем дело со сходной ситуацией, когда говорим об Иисусе как о Воплощённом Милосердии. На страницах Библии нет такого словосочетания; однако, несмотря на это, существует множество фрагментов, ясно говорящих о воплощении Второго Лица Пресвятой Троицы (см. Ин 1,14; Флп 2,6н) и подчёркивающих Его милосердие (исцеления – например, Мт 9,27н; воскрешения – юноши из Наина, Лк 7,13; дело Искупления человека). Именование Иисуса Воплощённым Милосердием является полностью обоснованным, поскольку в этом определении – которым, кстати, пользовалась и Сестра Фаустина, – содержится сама суть жизни и миссии Христа. Ибо эта суть состояла в том, что Он принял человеческое тело, а также жизнью, словом и поступками явил миру Отца, Богатого милосердием. Иисус воистину является самим милосердием. Именно так Он называл сам себя в явлениях Сестре Фаустине. Он многократно говорил: Я – любовь и само милосердие (Дн. 1074, 1273, 1486, 1739, 1775, 1780), и так же говорила о Нём Сестра Фаустина (Дн. 383, 950, 1264, 1552, 1574, 1751).
Точно так же дело обстоит и с титулами Марии как Матери Милосердия, Божьей Матери Милосердия или же Матери Божьего Милосердия и т.д. Каждый из этих титулов открывает определённую действительность, связанную с жизнью Марии и Её необычайной миссией Матери Сына Божия, активно принимающей участие в деле Искупления. Размышляя над тайной милосердия применительно к Ней, следует принять во внимание два исходных измерения: Мария как Матерь Воплощённого Милосердия, которую Бог одарил полнотой благодатей (Непорочная), рождающая Сына Божьего в человеческом теле (Вифлеем), принимающая участие в деле явления миру Божьего милосердия вплоть до fiat на Голгофе; а также – Мария как Матерь, милосердная к людям, свидетельствующая милосердие поступками, из которых первейшим и наибольшим является несение миру Сына Божьего (посещение св.Елизаветы), через слова (Magnificat) и через молитву (например, свадьба в Кане или же молитва в Горнице с Апостолами).
В первой главе Евангелия от Матфея, в изложении родословной Иисуса, Евангелист даёт примечание, что Мария является Матерью Иисуса, «называемого Христом» (1,16). Этот факт Матфей подчеркнёт ещё почти десятикратно (особенно же во 2-й главе, а также в 12,46.47). Такое же утверждение находим в остальных Евангелиях (например, Мк 3,32; Лк 1,43; 2,51; Ин 2,1.12) и в Деяниях Апостолов (1,14). Следовательно, несомненным яв- ляется то, что Мария – Мать Иисуса.
Мы также можем смело утверждать, что Мария является Матерью Бога. Евангелист Иоанн непосредственно называет Иисуса Богом: «Единородный Бог, сущий в недре Отчем» (Ин 1,18. Русский перевод говорит о «Единородном Сыне», хотя в греческом тексте написано «monogenes Theos», Единородный Бог. – Прим. пер.). Тот же Иоанн прямо называет Марию Матерью Иисуса (например, Ин 2,1). Следовательно, логический вывод, возникающий из вышеизложенных исходных предпосылок, звучит так: Мария является Матерью Сына Божьего.
Однако откуда мы черпаем основания, чтобы называть Её также Матерью Милосердия? Существуют ли, кроме экзистенциального опыта верующих, библейские основания для такого титула Марии?
Священное Писание ясно говорит о милосердии Иисуса (например, Лк 7,11-17; 18,35-43) и называет Его милосердием (см. 2 Кор 1,3). Мы намеренно остановимся на библейском фрагменте 2 Кор 1,3, поскольку его понимание является ключевым для титула Марии как Матери Милосердия.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
Отец милосердия
и Бог всякого утешения.
Принимая во внимание текст оригинала данного фрагмента (записанный на койне – диалекте греческого языка), а также его грамматическое написание, семитский стиль и анализ контекста, в котором были написаны эти слова, можно смело сделать вывод, что упомянутым утешением и милосердием является, собственно говоря, сам Иисус Христос. Если Мария является Матерью Иисуса, Иисус же является милосердием, то Мария – это Матерь Милосердия, причём милосердия, понятого наиболее глубинно: Того, которое явило своё величайшее сияние в деле Искупления человечества из плена греха и смерти. В Иисусе и через Иисуса наиболее полно явлена истина о милосердии Бога. Он является – как скажет Сестра Фаустина – Воплощённым Милосердием, а следовательно, Его Мать – это Матерь Милосердия.
Нельзя ограничивать титул Марии как Матери Милосердия одним лишь вербальным (дословным) аспектом, равно как и единственно лишь аспектом биологическим, натуральным: Мария, поскольку Она родила Иисуса-Милосердие, в природном порядке является Его Матерью, то есть Матерью Милосердия. Анализируемый титул обладает более широким спектром значений. Называя Марию Матерью Милосердия, мы указываем на реальность переживания Ею тайны милосердия, связанной с Её Сыном. В качестве Матери Иисуса Мария становится самым непосредственным свидетелем того, как Её Сын объявил словами и делами тайну Божьего милосердия. Можно сказать, что Мария стала первой Миссионеркой Милосердия, Матерью всех, провозглашающих Её Сына как Милосердие (см. Ин 19,26). Внутренним проявлением этого стал Её гимн славы в честь Божьего милосердия (см. песнь Magnificat, особенно же Лк 1,50.54) в связи с зачатием в Ней обетованного Мессии – Иисуса (это имя означает «Яхве спасает», а дело спасения является провозглашением и доказательством милосердной любви Бога). Следовательно, можно сказать, что Мария является Матерью Милосердия, поскольку жила тайной Бога, являющегося Милосердием. Она думала о Нём, размышляла над Его словами и делами в сердце своём (см. Лк 2,19). Она несёт Воплощённое Милосердие не только тогда, когда идёт к своей родственнице Елизавете (см. Лк 1,42н), но и когда даёт Его всему миру.
Вершины этой красоты и вместе с тем – труда, труда материнства милосердия, Мария достигла, стоя под Крестом. Поэтому Она – Матерь Милосердия не только по узам крови, но также и через со-страдание со своим Сыном, в Страстях своих наиболее полно явившим всю силу милосердной любви Бога. Мария полнее всех людей принимает участие в этом деле провозглашения и претворения в жизнь Божьего милосердия в мире. Она каким-то образом духовно разделяет судьбу Сына и вместе с тем становится самой совершенной Его «ученицей» в «школе милосердия».
Собственно, именно благодаря этой полной привязанности сердцем к Милосердию, с особой силой являющему себя на Кресте, Мария становится также и Матерью каждого человека (см. Ин 19,27). Следовательно, этот своеобразный акт усыновления человечества Марией исходит не только из факта, что, поскольку Мария является Матерью Иисуса, а Её Сын – нашим Братом (ведь Он вернул нам права детей Божьих), то Она, говоря логически, является и нашей Матерью. Нет; кроме этого, Её материнство касательно нас кроется также и в определении Марии как Матери Милосердия, поскольку через жертву своего Сердца Мария полностью соединила своё страдание со Страстями Христовыми, и актом воли (не убегая из-под Креста) решилась вместе со своим Сыном испрашивать у Отца прощение для мира. Этим Она становится солидарной со своим Сыном-Милосердием, а вместе с тем и является нам как милосердная Мать, готовая простить человека, который убивает Её драгоценнейшего Единого Сына.
Обращение к Марии как милосердной Матери также имеет свои глубокие библейские основания и в так называемом Ангельском приветствии, записанном в Евангелии от Луки: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами» (1,28). Ключевые для нашего вопроса слова звучат: БЛАГОДАТНАЯ, благодати полная, что в оригинале звучит как kecharitomene. Здесь следует отметить, что Ангел Гавриил обращается к Деве из Назарета не по имени, а именно словом Благодатная, давая Ей тем самым словно бы новое имя. Это происходит в контексте ожидаемого вскоре Воплощения Бога. Fiat Марии был принятием решения о Её материнстве, исполненном милосердия. Оставляя в стороне подробный экзегетический анализ этого термина, стоит, однако, обратить внимание, что понятие kecharitomene содержит в себе отсылку к слову charis, обычно переводимого как «благодать». Современный же человек, к сожалению, реагирует на это слово скорее отрицательно. Оно скрывает в себе риск унижения и необходимости признать собственное бессилие в какой-либо области жизни или же свою вину и слабость. В то время как греческое слово charis далеко от такого понимания слова «благодать». Оно означает желание Бога одаривать нас нежностью, любовью; оно означает готовность Бога благодарить человека за оказываемую ближним доброту! Это знак, что Бог кем-то особенно заинтересовался и окружил его своей опекой (см. Лк 2,40), возлюбил кого-то, одарил особенным благословением, т.е. приветливостью; освободил от зла, греха (см. Ин 1,17).
Кто был одарён charis, тот обладает особенной способностью полного упования на Бога и свидетельствования о Его доброте (см. Деян 4,33). В Марии, можно сказать, сосредоточилось всё излияние Божьего милосердия. Как нас учит Церковь, Мария была сохранена от греха, в Ней сосредоточена полнота благодатей, то есть милосердная любовь Бога. Благодаря дару жить милосердием Бога Мария, нося в себе все Его благодати, была особенно одарена для того, чтобы делиться добротой и любовью. Она выражает это во время свадьбы в Кане Галилейской (см. Ин 2,1-12), когда заступается за молодую пару и защищает её от посрамления, или, например, в Горнице, когда вместе с Апостолами просит о даре Святого Духа для рождающейся Церкви. Благодаря Её доверию и заступничеству Иисус может решать всяческие проблемы, вода чудесным образом превращается в вино, а Святой Дух нисходит на Апостолов. Поэтому Мария – милосердная Мать прежде всего по воле самого Бога. Милосердная, то есть призванная заступаться за человека. Милосердная, то есть исполненная упования на Бога.
с.Мария Фаустина Циборовская ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs