Апостольское Движение Божьего Милосердия начало развиваться ещё при жизни св.Сестры Фаустины, по мере того, как ширилось поклонение Божьему Милосердию в переданных через неё формах. Отец Михал Сопочко в 1937 году издал в Кракове образки с Венчиком Божьему Милосердию и маленькую брошюрку с молитвами к Милосердию Божьему, которая называлась «Христос, Царь Милосердия». Сёстры из Конгрегации Божьей Матери Милосердия и все, кто получил образки и книжечки, кто читал эти молитвы, уже исполняли задание испрашивать Божье Милосердие для мира. Таким вот образом, ещё до официального утверждения, люди уже образовывали первые отряды Апостольского Движения Божьего Милосердия.
В годы Второй мировой войны и послевоенный период поклонение в духе Божьего Милосердия быстро развивалось – вместе с Апостольскоим Движением Божьего Милосердия. В эти трудные времена люди искали надежду, свет и силу в милосердии Божьем, вот почему образочки Иисуса Милосердного, Венчик и новенна, продиктованные Сестре Фаустине, были столь популярны в народе. Возрастала численность почитателей Божьего Милосердия, возникали новые общины, апостольства, центры, распространявшие почитание Божьего Милосердия.
Этот стихийный процесс был приостановлен после того, как Апостольский Престол в 1959 году опубликовал Нотификацию, которая запрещала распространение культа Божьего Милосердия в формах, переданных через Сестру Фаустину. В то время Конгрегация Сестёр Божьей Матери Милосердия, а также отцы-мариане в США, другие общины и центры молитвы, подчиняясь распоряжениям, изложенным в Нотификации, перестали проповедовать о жизни и миссии Сестры Фаустины, а также отказались от форм культа, переданных через неё. Этот период (19 лет) – хоть и предсказанный Сестрой Фаустиной – всё же не был потерянным временем, поскольку тогда был проведён епархиальный процесс о её жизни и добродетелях. Отец Игнатий Ружицкий детально проанализировал письменное наследие Посланницы Божьего Милосердия, создавая богословский фундамент для поклонения в духе Божьего Милосердия именно в тех формах, что известны нам благодаря Сестре Фаустине. Конгрегация паллотинов (Общество Католического Апостольства, получившее краткое название от имени св.Викентия Паллотти) организовала богословские симпозиумы, посвящённые тайне милосердия и апостольству Сестры Фаустины, а плодом симпозиумов стали книжные публикации.
Следующий этап развития Апостольского Движения Божьего Милосердия начался одновременно с отменой Нотификации Апостольского Престола – в апреле 1978 года. Он продолжается и поныне, вдохновляя старые и новые монашеские конгрегации, различные братства, сообщества, апостольства, общины и отдельных людей, принимающих в свою жизнь задание провозглашать миру послание Милосердия, свидетельствуя о нём своей жизнью в духе упования на Бога и милосердия по отношению к ближним, делами милосердия, словами и молитвой. Огромное влияние на развитие этого Движения оказали беатификация и канонизация Сестры Фаустины, а также учение Его Святейшества Иоанна Павла II (в частности, его энциклика «Dives in misericordia») и его паломничества в Санктуарий Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках. Сегодня Апостольское Движение Божьего Милосердия охватывает миллионы людей по всему миру, и все они различными способами продолжают миссию св.Сестры Фаустины.
«Новая конгрегация», то есть Апостольское Движение Божьего Милосердия, начала развиваться ещё при земной жизни Сестры Фаустины, хоть она и не осознавала, что дело, о котором её просит Господь Иисус, уже исполняется. Постепенное развитие дела началось с практики поклонения в духе Божьего Милосердия в переданных ею формах. Отец Михал Сопочко издал образочки Иисуса Милосердного с Венчиком Божьему Милосердию, а также брошюрку с молитвами, названную «Христос, Царь Милосердия». Кто с упованием молился напечатанными там Венчиком, новенной или литанией, которую о.Сопочко составил из воззваний, записанных в «Дневнике» Сестры Фаустины, – тот уже исполнял как минимум одно задание Апостольского Движения Божьего Милосердия: просил о милосердии Божьем для мира. Наша конгрегация закупила их [брошюрок] достаточно много, – писала Сестра Фаустина в письме о.Михалу Сопочко. – Мать Ирена распространяет эти образочки и книжечки. Мы говорили, что даже при входе в монастырь будем их раздавать. Одному из отцов-иезуитов, который ездит с миссиями по всей Польше, она дала сразу 50 книжечек. Дальше Сестра Фаустина сообщала своему исповеднику, что эти брошюрки получили также сёстры её Конгрегации, за исключением краковского Дома, где она сама пребывала, чтобы лучше сохранить тайну явлений, связанных с нею. По желанию Господа Иисуса (см. Дн. 1070), в краковском монастыре в первое воскресенье после Пасхи 1937 года было совершено поклонение Пресвятым Дарам. Намерением молебна было испрошение милосердия Божьего для мира, а после него Сестра Фаустина услышала: Моё Сердце сегодня отдохнуло в этом монастыре (Дн. 1074). Вот так Сестра Фаустина, прежде всего сама, а также вместе со своими сёстрами в Конгрегации и с мирянами, практикующими молебен Божьему Милосердию, начала исполнять задание от Бога: провозглашать и испрашивать для мира Его милосердие.
В Вильнюсе же о.Сопочко начал исследовать тайну Божьего милосердия, вдохновлённый явлениями монахине, которую он исповедовал. Плодом его работы стали статьи и книги, в которых он старался с богословской стороны представить сам культ Божьего Милосердия в литургии Церкви, а также необходимость ввести отдельный праздник Милосердия, чтобы обратить внимание верующих на «эту черту Бога». Таким образом, ещё при жизни Сестры Фаустины идея Апостольского Движения Божьего Милосердия понемногу начинала развиваться в её материнской Конгрегации и вне её – главным образом, стараниями о.М.Сопочко и настоятельницы краковского монастыря Конгрегации Божьей Матери Милосердия, матери Ирены Кшижановской.
Бурное развитие Апостольского Движения Божьего Милосердия приходится на годы Второй мировой войны. Беженцы и солдаты несли по всему миру пробуждающее надежду послание Божьего Милосердия, переданное через Сестру Фаустину, видимым знаком чего был образок Иисуса Милосердного. Вильнюс оставался динамическим центром развития этого культа. Верующие там окружали большим почитанием первоначальный образ Иисуса Милосердного в храме св.Михаила. Отец Сопочко объявил имя инициатора культа – Сестры Фаустины, и сам делал всё, что только было в его силах, дабы распространять этот культ.
В общинах Конгрегации Сестёр Божьего Милосердия молились Венчиком Милосердию Божьему, служили новенну перед праздником Милосердия, а в часовнях висели иконы Иисуса Милосердного. Генеральная настоятельница, мать Михаэла Морачевская, объявила о миссии Сестры Фаустины. В 1943 году художник Адольф Хыла подарил краковской часовне Конгрегации образ Иисуса Милосердного как вотум (жертвенный дар) за спасение его семьи от бедствий войны, а краковский исповедник Сестры Фаустины о.Юзеф Андраш SI инициировал торжественные богослужения в честь Божьего Милосердия по третьим воскресеньям месяца. На эти молебны приходило немало жителей Кракова и окрестностей. Дома Конгрегации стали центрами молитвы о Божьем милосердии и проповеди послания Милосердия, переданного через Сестру Фаустину. Сёстры раздавали образки с Венчиком, медальоны, рассылали их в посылках по концлагерям и тюрьмам.
Распространению молебна в духе Божьего Милосердия в формах, переданных через Сестру Фаустину, способствовали беженцы и солдаты Польской Армии. Она возникла в России в 1941 году и вскоре прошла по многим странам, добираясь до Ирана, Палестины, Египта, а оттуда на фронт в Африке и Италии. В её рядах капелланы и солдаты сами практиковали поклонение в духе Божьего Милосердия в формах, переданных через Сестру Фаустину, и распространяли его, раздавая образочки и специально изданные в полевой типографии Иерусалима брошюрки о Божьем Милосердии.
Уже во время Второй мировой войны возник центр распространения культа Божьего Милосердия в США, куда почти чудесным образом попал из России о.Юзеф Яжембовский, марианин. Он привёз из Вильнюса памятную записку о Божьем Милосердии, составленную о.Михалом Сопочко. Вскоре сёстры-фелицианки напечатали новенну, литанию и Венчик Божьего Милосердия вместе с образком Иисуса Милосердия и вступлением о.Ю.Яжембовского. Книжечка называлась «Отец милосердия». Тираж очень быстро разошёлся, а благодарности за полученные благодати и потребность в новых изданиях книги стали основанием для решения провинции отцов-мариан – создать Апостольство Божьего Милосердия в Стокбридже. С тех пор центр в Стокбридже стал поддерживать миссию Сестры Фаустины, публикуя образочки, статьи, книги и брошюры на польском и английском языках и продвигая подобные инициативы в других странах. Также и ректоры Польских католических миссий в Бельгии (о.Яцек Пшигода) и во Франции (о.Франциск Цегелка), а о.Скуджик SI – в Германии, Австрии, Швейцарии и Австралии – популяризировали поклонение в духе Божьего Милосердия посредством разных публикаций.
Во многих часовнях и храмах Польши и всего мира уже во время войны появились образа Иисуса Милосердного, перед которыми люди испрашивали благодати для себя и мира. Чаще всего они молились Венчиком Божьему Милосердию, читали новенну или литанию. Там, где культ Божьего Милосердия был распространён, верующие также особым образом почитали Божье Милосердие в первое воскресенье после Пасхи, приступая к святым таинствам. Годы жестокой мировой войны, тяжёлые условия жизни и миграция огромных масштабов парадоксальным образом способствовали проповеди и испрашиванию Божьего милосердия для мира, то есть исполняли задания Апостольского Движения Божьего Милосердия. В те годы очень быстро увеличивалось число вовлечённых верующих.
Также и послевоенные годы, вплоть до 1959-го, были периодом активного развития Движения. Тогда возникли центры, популяризирующие миссию Сестры Фаустины, – в частности, в Англии, Франции, Италии. Благодаря стараниям отцов-мариан из Стокбриджа материалы о Божьем милосердии, изданные на английском, попадали в разные страны, в том числе в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Азию и Африку. Издаваемые ими на английском молитвы, образки и брошюрка о.Ю.Андраша «Милосердие Божие, уповаем на тебя», выходили также на испанском, французском, португальском и других языках. Поклонение в духе Божьего Милосердия распространялось во многих странах, в том числе – в Мексике, Аргентине, Колумбии, Эквадоре, Чили, Уругвае, Перу, Гватемале, Сальвадоре, Испании, Португалии.
Уже в те времена образки Иисуса Милосердного издавались не только с текстами на польском, английском, французском, испанском, итальянском, но также и на других европейских языках, таких как португальский, словацкий, венгерский, литовский, украинский, латвийский, а также на нескольких языках Индии и Филиппин и на африканских наречиях. Во многих странах поклонение в духе Божьего Милосердия распространяли не только священники, но также и миряне – главным образом участвуя в издательских инициативах, передавая информацию и материалы о культе Божьего Милосердия, а также создавая группы почитателей Божьего Милосердия в приходах.
Кроме популярных молитвенников, брошюр и книг, рассказывающих о жизни и миссии Сестры Фаустины, выходили также публикации, исследующие культ Божьего Милосердия с богословской стороны. Сразу же после войны увидела свет книга о.Яцека Воронецкого ОР под названием «Тайна Божьего Милосердия», а также многочисленные публикации о.Михала Сопочко, в том числе «De misericordia Dei deque eiusdem festo instituendo» (о Милосердии Божием и установлении его праздника), «О, праздник Наимилосерднейшего Спасителя!», «Познаем же Бога в Его милосердии». Вышли в печати переводы его трудов по-английски, а также иные его богословские разработки по-английски, по-французски и по-итальянски.
Спонтанно развивающееся Движение Божьего Милосердия было приторможено Нотификацией Апостольского Престола, вышедшей в 1959 году. Она запрещала распространение поклонения Божьему Милосердию в формах, переданных через Сестру Фаустину, а устранение образов Иисуса Милосердного оставляла на усмотрение душепастырей. Причиной выхода Нотификации был, кроме прочего, неверный перевод отрывков «Дневника» Сестры Фаустины, а также ненадлежащее распространение и практика поклонения в духе Божьего Милосердия (например, интерпретация лучей на образе Иисуса Милосердного как национальных цветов польского флага).
Конгрегация Сестёр Божьей Матери Милосердия, как и другие центры культа Божьего Милосердия – в частности, в Стокбридже, – верно выполнила требования Нотификации Апостольского Престола. В связи с велениями этого документа было прекращено распространение всех материалов, связанных с жизнью и миссией Сестры Фаустины: книг, образов, молитвенников, брошюр, листовок, медальонов и др. Однако культ Божьего Милосердия поддержали миряне, просившие не убирать образа Иисуса Милосердия из храмов. Они продолжали молиться Венчиком и иными молитвами Божьему Милосердию, делая это не только частным образом, но и в храмах. Они старались прославлять Милосердие в своих молитвах и делах милосердия, о чём повествуют воспоминания о деятельности приходских групп почитателей Божьего Милосердия.
Период запрета, объявленный Нотификацией, длился 19 лет. Сестра Фаустина предсказывала его. Это время оказалось благословенным для дела. Именно в эти годы о.доктор Игнатий Ружицкий, исполняя повеление митрополита Краковского кардинала Кароля Войтылы, провёл для нужд беатификационного процесса глубокий богословский анализ письменного наследия Сестры Фаустины. Тем самым он подготовил надёжный фундамент для поклонения в духе Божьего Милосердия, в формах, переданных Сестрой Фаустиной. Он изложил суть и формы поклонения, которые выделил среди различных молитв, записанных в «Дневнике», используя один критерий: обетования Иисуса, связанные с этими молитвами.
В свете этого критерия новыми формами культа являются образ Христа с подписью «Иисус, уповаю на Тебя», праздник Милосердия в первое воскресенье после Пасхи, Венчик Божьему Милосердию и молитва в час смерти Иисуса на кресте, называемая Часом Милосердия. С каждой из этих форм культа, а также с самим распространением почитания Милосердия Господь Иисус соединил великие обетования – при условии правильной практики этих форм, то есть жизни в духе упования на Бога и милосердия по отношению к ближним. Ведь сущность поклонения в духе Божьего Милосердия составляет жизненная позиция упования на Бога, которая выражается в исполнении Его воли, а также позиция деятельного милосердия по отношению к ближним, выражающаяся в делах, словах или молитве из любви к Иисусу.
Период Нотификации способствовал также дальнейшим исследованиям польских теологов – исследованиям, посвящённым тайне Божьего милосердия и миссии Сестры Фаустины. Результаты этого труда были представлены на симпозиумах, организованных отцами-паллотинами в Олтажеве и Ченстохове. Материалы симпозиумов изданы в двух томах под названием «Евангелие Милосердия» и «Ибо милосердие Его вовеки». Тогда же возникли три тома самого крупного произведения о.Михала Сопочко – «Милосердие Бога в делах Его». В этом исследовании он представляет тайну Божьего милосердия в деле сотворения, в жизни, страстях и воскресении Христа, а также в святой Церкви.
После того, как Нотификация была отозвана, в 1978 году начался следующий этап развития Апостольского Движения Божьего Милосердия. Этому способствовали выход энциклики Иоанна Павла II «Dives in misericordia», беатификация и канонизация Сестры Фаустины, посещение Его Святейшеством Папой санктуария Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках, а также многочисленные высказывания, свиде- тельствующие о его живой заинтересованности посланием Милосердия.
Центром Апостольского Движения Божьего Милосердия, которое всё более освещало наш мир, стал санктуарий Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках, где пребывает слывущий чудесами образ Иисуса Милосердного, а под ним на алтаре – реликвии св.Сестры Фаустины. Его Святейшество Папа назвал это место столицей культа Божьего Милосердия (1985). Ибо отсюда воссияло миру послание Божьего милосердия, которое Христос соблаговолил передать нашему поколению при посредничестве блаженной Фаустины, – говорил он во время паломничества в санктуарий Лагевник 7 июня 1999 года.
В Польше и всём мире после отмены Нотификации восстановили свою деятельность прежние центры культа Божьего Милосердия, в том числе в монастырях Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия, а также у отцов-мариан в США, паллотинов, Сестёр Иисуса Милосердного. Также возникло немало новых конгрегаций (в частности, Пустынники Милосердия – в Словакии, Служительницы Милосердия Божьего, Община Братьев Иисуса Милосердного), сообщества, братства, апостольства и приходские общины. Особенную роль в этом Движении, с точки зрения обширности влияния и программной формации, играет Сообщество Апостолов Божьего Милосердия «Faustinum». Оно установлено митрополитом Краковским кардиналом Франциском Махарским в Санктуарии Божьего Милосердия в 1996 году, и объединяет священников, богопосвящённых и мирян во всём мире.
О динамичности развития Апостольского Движения Божьего Милосердия свидетельствуют богословские симпозиумы и конгрессы, проведённые в Кракове-Лагевниках, Риме, городах всех континентов, а также возникающие и ныне приходы и санктуарии Божьего Милосердия. Достаточно вспомнить, что при жизни Сестры Фаустины в Польше не было ни единого приходского храма под таким титулом, а сегодня только в Польше – более 200 церквей, носящих имя Божьего Милосердия, Иисуса Милосердного или св.Сестры Фаустины, в том числе 20 епархиальных санктуариев. Подобное происходит также и в других странах. Весьма многочисленные публикации о св.Сестре Фаустине и послании Милосердия, постоянные новые переводы «Дневника» и огромные тиражи его изданий на множестве языков, информация в средствах массовой коммуникации, Интернете… а также – а возможно, и прежде всего – личное познавание милосердной любви Бога способствуют тому, что из года в год растёт число людей, которых восхитила тайна Божьего милосердия. Они желают формировать свою жизнь в этом духе и делиться даром милосердия с другими. Многократно призывал к этому Его Святейшество Иоанн Павел II. Перед тем, как вверить мир Божьему Милосердию в Санктуарии в Кракове-Лагевниках, он говорил, что желает, дабы послание о милосердной любви Бога, которое здесь было провозглашено при посредничестве Сестры Фаустины, дошло до всех жителей земли и наполняло их сердца надеждой. Пусть же это послание расходится из этого места по всей нашей возлюбленной Отчизне и по всему миру. Пусть исполнится обязующее обетование Господа Иисуса, что отсюда должна выйти «искра, которая подготовит мир к Моему последнему пришествию» (Дн. 1732). Нужно эту искру Божьей благодати нужно поддержать. Нужно передавать миру огонь милосердия. В милосердии Бога мир обретёт покой, а человек – счастье! Это задание я препоручаю вам, дорогие братья и сёстры, Церкви в Кракове и Польше, а также всем почитателям Божьего Милосердия, которые будут сюда прибывать из Польши и со всего мира. Будьте свидетелями милосердия!
Насколько первый этап развития Апостольского Движения Божьего Милосердия (до 1959 года) отличался спонтанностью и отсутствием формальных структур, объединяющих почитателей Божьего Милосердия, настолько во втором этапе – после отзыва Нотификации Апостольского Престола в 1978 году – можно увидеть явную тенденцию к образованию определённых структур. Об этом свидетельствуют возникающие сообщества, братства, различные апостольства или же приходские группы почитателей Божьего Милосердия, получившие одобрение церковных властей. Этот этап развития Движения отличается также углублёнными богословскими размышлениями на тему культа Божьего Милосердия, миссии Сестры Фаустины, а также тождественности Апостольского Движения Божьего Милосердия, родившегося из харизмы и мистического опыта Сестры Фаустины. На этом этапе развития Движения очевидно также горячее стремление формации в духе милосердия. Сегодня многим апостолам Божьего Милосердия уже недостаточно молитвы Венчиком и даже практики всех форм культа, переданных св.Сестрой Фаустиной. Недостаточна для них также апостольская активность в делах милосердия и провозглашение послания Милосердия: они стремятся к систематической, углублённой формации, чтобы совершенствовать свою духовную жизнь и плодотворно выполнять апостольские задания, возникающие из посланничества Сестры Фаустины.
Повсюду, где практикуется набожность в духе Божьего Милосердия, люди с энтузиазмом воспринимают (на разных уровнях) задания Апостольского Движения Божьего Милосердия. Сегодня это Движение состоит из миллионов людей с различными призваниями. В него входят и те, кто живёт в строгом затворе, и в деятельных конгрегациях – мужских и женских, и в светских институтах, а также епархиальные священники, отшельники и миряне.
В тексте использован фрагмент реферата с.М.Эльжбеты Сепак ISММ Апостольское Движение Божьего Милосердия: актуальное состояние, перспективы – в издании: Быть апостолом Божьего Милосердия. Материалы симпозиума, Краков 2001.
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs