Первый образ Милосердия Божия, написанный согласно видению Сестры Фаустины, был создан под её присмотром в мастерской Евгения Казимировского, в Вильнюсе, в 1934 году. Во время Второй мировой войны были написаны последующие изображения, среди них – образ кисти Адольфа Хылы. В работе над этим образом принимал некоторое участие краковский исповедник Сестры Фаустины о.Юзеф Андраш SI. Копии и репродукции второго образа Иисуса Милосердного, созданного этим прекрасным художником, быстро распространились повсюду – образ «воссиял» на весь мир из монастырской часовни Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия в Кракове-Лагевниках. А это значит, что именно в нём исполнились слова Иисуса: Я хочу, чтобы этот образ вначале стал почитаем в вашей часовне, а потом – во всём мире (Дн.47).
В начале 50-х годов ХХ столетия в среде духовенства, в том числе и среди епископов, стали всё чаще звучать упреки по поводу распространения по храмам образа Милосердия Божия, поскольку образ приобретал все большую популярность, происходя при этом из непроверенного Церковью источника (тогда еще не был проведен процесс прославления с.Фаустины Ковальской). Епископы также ссылались на инструкцию Апостольского Престола, советовавшую с крайней осторожностью относиться к введению в церковный обиход новых изображений Христа. В такой ситуации о.Михал Сопочко, согласно предложению Польской епископской конференции, в 1954 году организовал конкурс образов, представляющих Иисуса, который явился апостолам в горнице после воскресения и установил таинство покаяния. В конкурсе приняли участие три художника; победил образ кисти Людомира Слендзинского. Именно это изображение одобрила 5 октября 1954 года Польская епископская конференция. Однако, несмотря на многочисленные старания о.Михала Сопочко, образы Иисуса Милосердного кисти Слендзинского не получили распространения.
В 1959 году вышла нотификация, запрещавшая распространение культа Милсердия Божьего в формах, переданных Сестрой Фаустиной. Документ предоставлял самим настоятелям решать, следует ли убирать из храмов уже присутствующие там образы Иисуса Милосердного. В те годы из многих церквей образ был удален, но были также и такие, где образа остались, по-прежнему выставленные для поклонения верующих.
В 1978 году, когда нотификация была отозвана, образ Иисуса Милосердного вернулся в костёлы. Пожалуй, сегодня уже не найти страны, в храмах которой нет ни единого изображения Иисуса Милосердного, написанного согласно видению св.Сестры Фаустины. На сегодняшний день это самый распространенный образ Господа Христа.
Видение образа
Видение в плоцком монастыре 22 февраля 1931 года, во время которого Иисус повелел нарисовать Его образ, положило начало пророческой миссии Сестры Фаустины. Это было воскресенье, к тому же совпавшее с торжеством кафедры св.Петра, – красноречивый литургический контекст для дела, начатого Христом в Церкви при посредничестве Его «секретаря». Об этом событии Сестра Фаустина рассказала прежде всего исповеднику, который повеление Иисуса касательно создания Его образа интерпретировал в духовном смысле и ответил: Пиши образ Божий в своей душе (Дн.49). Однако когда она отходила от исповедальни, Господь Иисус объяснил: В твоей душе есть Мой образ. (…) Я хочу, чтобы образ, который ты напишешь кистью, был торжественно освящён в первое воскресенье после Пасхи. Это воскресенье должно стать праздником Милосердия (Дн.49). С тех пор у Сестры Фаустины больше не оставалось сомнений, что Господь Иисус просит о создании материального образа, конкретной иконы. Однако сестре нелегко было исполнить это Его желание, поскольку она сама не умела рисовать и не знала никого, кто помог бы ей в этом. Когда она изложила дело настоятельнице, м.Розе Клобуковской, та попросила о каком-либо знаке с небес, подтверждающем истинность явления. Господь Иисус сказал: Я дам узнать об этом настоятельницам с помощью милостей, которые подарю через этот образ (Дн.51).
Под конец 1932 года Сестра Фаустина выехала из Плоцка в Варшаву, а Иисус Милосердный ещё не был запечатлен на полотне согласно видению. Поэтому Господь торопил её следующим словами: Если ты пренебрежёшь писанием этого образа и всем делом милосердия, то ответишь за многие души в Судный день (Дн.154).
Образ Иисуса Милосердного кисти Евгения Казимировского
Первый образ Иисуса Милосердного был написан лишь в июне 1934 года, в Вильнюсе. Там Сестра Фаустина встретила о.Михала Сопочко, который как вильнюсский духовник должен был ей помочь в выполнении миссии Милосердия. Позже он вспоминал: Руководимый скорее интересом посмотреть, каким будет этот образ, чем верой в истинность явлений Сестре Фаустине, я решил приступить к созданию образа. Я договорился с художником, проживавшим со мною в одном доме, – Евгением Казимировским, который за некоторую сумму взялся за эту работу, и с сестрой настоятельницей, позволившей Сестре Фаустине дважды в неделю приходить к художнику, чтобы объяснять, каким именно должно быть изображение.
Создание первого образа Иисуса Милосердного было окружено глубокой тайной, поэтому Сестру Фаустину по дороге к мастерской художника сопровождала мать Ирена Кшижановская. Работа шла несколько месяцев, а когда образ наконец был завершен (в июне 1934 года), Сестра Фаустина была им недовольна и со слезами жаловалась в часовне Господу Иисусу: Кто Тебя напишет таким прекрасным, как Ты есть? (Дн.313). В ответ же она услышала: Не в прелести красок или кисти заключается величие этого образа, а в Моей благодати (Дн.313).
Нарисованный образ поместили в тёмном коридоре монастыря сестёр-бернардинок при храме св.Михаила, ректором которого тогда был о.Сопочко. Сестра Фаустина упрашивала своего исповедника поместить образ в храме. В конце концов, – рассказывает в воспоминаниях о.Сопочко, – на Страстной Неделе 1935 года она сказала мне, что Господь Иисус желает, чтобы я поместил образ на три дня в Острой Браме – как раз в то Триденствие, во время которого остробрамский настоятель, отец каноник С.Завадский, просил меня проповедовать. Я согласился – при условии, что этот образ будет помещён в окне внутренней галереи. Он идеально вписался в интерьер и обращал на себя внимание верующих даже больше, чем образ Матери Божией. Именно тогда, 26-28 апреля 1935 года, в дни, которые Иисус пожелал отметить праздником Милосердия, миру впервые был явлен новый образ распятого и воскресшего Спасителя, Иисуса Милосердного. Происходило это в санктуарии Остробрамской Божией Матери Милосердия. В торжествах принимала участие также Сестра Фаустина, которая записала в своем «Дневнике»: Удивительно получилось – как Господь желал, так и получилось, что впервые толпы людей воздали честь этому образу именно в Первое Воскресенье после Пасхи. Три дня этот образ был выставлен для всеобщего обозрения, и ему воздавали честь отовсюду, поскольку он был помещён в Острой Браме [в Вильно – ворота, ведущие в Старый город], в верхней части окна, и поэтому его было видно издалека. В Острой Браме в те три дня торжественно отмечалось окончание юбилея Искупления мира – 1900-летие со времени Крестной Муки Спасителя. Теперь я вижу, что Акт Искупления связан с делом Милосердия, которого требует Господь (Дн.89).
После праздников образ вернулся в монастырь сестёр-бернардинок, откуда его заимствовали для оформления алтарей на процессиях Тела Христова. 4 апреля 1937 года, после положительной оценки экспертов, с разрешения Вильнюсского митрополита архиепископа Ромуальда Ялбжиковского образ Иисуса Милосердного был освящён и размещён в храме св.Михаила в Вильнюсе, где ему поклонялись до 1948 года.
Первые копии-репродукции этого образа Иисуса Милосердного (кисти Люции Балзукевич) были напечатаны в 1937 году в Кракове, в типографии Юзефа Цебульского. Эти образочки, – писала Сестра Фаустина отцу М.Сопочко, – не такие красивые (…). Их покупают те, кого привлекает милость Божия, и тут действует сам Бог. Наша конгрегация закупила их достаточно много. Мать Ирена распространяет эти образки и книжечки. Мы говорили о том, что даже при монастырской калитке будем их раздавать.
Образки Иисуса Милосердного кисти Казимировского и копии нарисованного им образа во множестве расходились во время Второй мировой войны. В Вильнюсе фотограф Новицкий по поручению о.Сопочко сфотографировал этот образ и напечатал тысячи снимков самых разных размеров (самые маленькие были в высоту всего 1 см). Их, в частности, вшивали в военные фуражки и погоны. Отпечатанные образки Иисуса Милосердного раздавались в монастырях Конгрегации Божьей Матери Милосердия, в храмах, их вкладывали в посылки, предназначенные для тюрем и концлагерей.
В августе 1948 года коммунистические власти упразднили монастырь бернардинок в Вильнюсе, закрыли костёл св.Михаила, а имущество храма, вместе с образом Иисуса Милосердного кисти Казимировского, было перевезено в действовавший тогда храм Святого Духа и сложено за главным алтарём, где раньше размещались монашеские хоры. Оттуда у настоятеля о.Яна Эллерта образ Иисуса Милосердного забрал о.Юзеф Грасевич (друг о.Сопочко и почитатель Милосердия Божия), поместив его в храме Новой Руды, неподалёку от Гродно, где он был тогда настоятелем. Скорее всего, это случилось в 1949 году. К образу была добавлена надпись «Иисус, уповаю на Тебя», и в таком виде образ был повешен высоко, над темплоном, отделяющим пресвитерий от главного нефа. Перед ним жители Новой Руды молились много лет, даже когда коммунисты закрыли храм и собирались превратить его в склад. В 1970 году всё движимое имущество было вывезено из него в храм Поречья. В храме Новой Руды остался только образ Иисуса Милосердного, поскольку был слишком высоко повешен, а лестницы соответствующей длины, чтобы его снять, не нашлось. В 1986 году в костёле Новой Руды образ тайно подменили, разместив там копию, а оригинал отвезли в Вильнюс. После необходимых восстановительных работ, дорисовки подписи и фона в верхней части изображения в 1987 году образ был выставлен в боковом алтаре только что отремонтированного храма Святого Духа. В 2005 году его перенесли в вильнюсский храм Пресвятой Троицы, которому был присвоен ранг епархиального санктуария Божьего Милосердия.
Образ Милосердия Божьего кисти Адольфа Хылы в Санктуарии в Кракове-Лагевниках
Наиболее известен образ Милосердия Божьего из Санктуария в Кракове-Лагевниках, написанный Адольфом Хылой. Художник создавал изображение Иисуса Милосердного, основываясь на описании, которое оставила Сестра Фаустина в своём «Дневнике», и на репродукции копии первого образа кисти Казимировского, полученной от настоятельницы монастыря Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия, м.Ирены Кшижановской. В создании этого образа принимал личное участие о.Юзеф Андраш SJ, краковский духовник Сестры Фаустины, который с 1942 года проживал в монастыре в Лагевниках, неподалёку от дома художника.
Первый образ Милосердия Божьего кисти Хылы о.Юзеф Андраш SJ освятил 7 марта 1943 года. Поскольку этот образ не помещался в алтаре, где его выставляли для молебна в честь Божьего Милосердия, настоятельница монастыря м.Ирена Кшижановская заказала А.Хыле второй образ, который должен был подходить по размеру для ниши бокового алтаря. В это же время львовскому художнику С.Батовскому образ для краковской часовни заказала Генеральная настоятельница Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия м.Михаэла Морачевская. Когда образ кисти Батовского прибыл из Львова в монастырь в Лагевниках осенью 1943 года, перед сестрами встала дилемма: они не знали, какой именно из образов должен остаться в их часовне. На помощь им пришёл кардинал Адам Сапега, который как раз в это время оказался в Лагевниках – заехал по пути, чтобы отдохнуть в монастырском саду сестёр. Пользуясь случаем, сёстры спросили его совета, представив ему оба образа – авторства Хылы и Батовского. Кардинал, выслушав истории обоих изображений, сказал: «Если образ кисти Хылы является как бы его личным votum (даром), то пусть он и останется в часовне». Для образа авторства Батовского он, в свою очередь, обещал найти подходящее место, каковым оказался храм Божьего Милосердия в Кракове (микрорайон Смоленск).
В первое воскресенье после Пасхи 1944 года о.Юзеф Андраш освятил новый образ кисти А.Хылы – подходящий по размеру для ниши бокового алтаря. Этот образ вскоре прославился множеством милостей. Его копии и репродукции разошлись по всему миру, поскольку так должны были исполниться слова Господа Иисуса, сказанные Сестре Фаустине еще в первом видении: Я хочу, чтобы этот образ вначале стал почитаем в вашей часовне, а потом – во всём мире (Дн.47). В первоначальной версии фоном для фигуры Иисуса служил пейзаж Лагевников, позже – под влиянием переписки с о.М.Сопочко – художник изменил задний план. Иисус теперь изображался на темно-зеленом фоне, стоящим на каменных плитах пола.
Образ был размещён на правой стене часовни, однако на торжес- твенные молебны в честь Божьего Милосердия каждое третье воскресенье месяца его переносили на левый боковой алтарь, где изначально находился образ Сердца Иисуса. В 1959 году, после нотификации Апостольского Престола, которая запрещала распространение культа в формах, переданных Сестрой Фаустиной, когда из многих храмов устраняли образ Иисуса Милосердного, в монастырской часовне в Лагевниках благодаря решению архиепископа Евгения Базяка этот образ постоянно оставался в алтаре.
В некоторых публикациях говорится, что образ получил негативную оценку Художественной комиссии Краковской курии и что он не соответствует видению, явленному Сестре Фаустине в Плоцке. Соответствие образа видению нетрудно проверить, сравнивая изображение с описанием в «Дневнике», п.47. Что же касается позиции церковных властей, то ни в архиве Краковской курии, ни в архиве Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия нет документа, негативно оценивающего образ. Скорее всего, авторы подобных публикаций имеют в виду протокол Художественной комиссии Краковской курии, которая оценивала представленные на конкурс образы Иисуса Милосердного авторства Антония Михаляка и Тадеуша Оконя. В этой комиссии в числе прочих состоял о.Михал Сопочко, который был против того, чтобы бесконечно повторять интерпретацию образа Иисуса Милосердного, представленную Адольфом Хылой. В протоколе от 29 июня 1954 года в п.2 говорится: «Образ г-на Оконя обнаруживает слишком большое сходство с образом г-на Хылы, от чего следовало бы принципиально отказаться». Собственно, эта фраза, ссылающаяся на образ А.Хылы, кажется, и была неверно воспринята как оценка образа кисти А.Хылы из Санктуария в Кракове-Лагевниках. Отец Й.Хросцеховский – а вслед за ним и другие авторы – цитирует фразу из какого-то письма о.Сопочко, в котором речь идёт о протоколе Художественной комиссии Краковской архиепархии именно от 29 июня 1954 года. Комиссия-де вынесла вердикт, что «следует от него (образа кисти Хылы) отказаться из-за его феминизма, недопустимого в культовых образах, и недостаточного соответствия литургии Фоминой недели, с которой этот образ должен сочетаться». Поиски отдельного протокола с оценкой образа авторства А.Хылы (от 29 июня 1954 года) в архиве Краковской курии не подтвердили эту информацию. Кроме того, и принимавший участие в работе комиссии профессор о.Адам Бохнак во время разговора с с.Беатой Пекут ZMBM и с.Эльжбетой Сепак ZMBM не припомнил факта такой оценки образа Иисуса Милосердного из Санктуария в Кракове-Лагевниках. Из этого можно сделать вывод, что фраза из протокола оценки образов кисти Михаляка и Оконя была воспринята как оценка также и образа авторства Хылы.
Образ Иисуса Милосердного в монастырской часовне Санктуария в Кракове-Лагевниках чрезвычайно широко известен и распространён по всему миру. Его копии и репродукции можно встретить в любом уголке Земли, причём не только в храмах, но и в домах, офисах – повсюду, где живут и работают почитатели Божьего Милосердия. Этот образ собирает в Лагевниках толпы паломников со всего мира, прибывших просить Господа о благодатных дарах для себя и своих близких. Многочисленные votum, благодарственные дары, поме- щённые в застеклённых витринах на стенах часовни, свидетельствуют об исполнении Христовых обетований в адрес тех, кто с упованием молится перед этим образом и вершит дела милосердия по отношению к ближним. Перед этим образом много раз молился Кароль Войтыла, возглавлявший здешние торжественные богослужения к Божьему Милосердию поначалу как простой священник, потом – как епископ и пастырь Краковской архиепархии. 7 июня 1997 года он молился перед этим образом уже как Папа Иоанн Павел II. Тогда же он им были сказаны следующие слова: Каждый может придти сюда, взглянуть на этот образ милосердного Христа, на Его Сердце, излучающее благодати, и в глубине души услышать то, что слышала Блаженная [Сестра Фаустина]: ничего не бойся, Я всегда с тобой (Дн.613). А если искренним сердцем он ответит: Иисус, я уповаю на Тебя! – то найдёт умиротворение и избавится от всех тревог и страхов. Перед этим образом 27 мая 2006 года молился также Его Святейшество Бенедикт XVI; к нему прибегают с молитвой различные церковные деятели, главы государств, учёные, артисты, люди самых разных призваний и профессий – и даже разных вероисповеданий. Здесь, перед Иисусом Милосердным, рушатся все возможные барьеры. Здесь важно лишь сердце, исполненное упования, и милосердие в адрес ближних.
Образ Иисуса Милосердного кисти Людомира Слендзинского
После войны, в 50-е годы ХХ века, Епископская конференция огласила возражения, касающиеся распространения образа Иисуса Милосердного, возникшего в результате частных видений, истинность которых еще не подтверждена Церковью. Поэтому епископат посоветовал священникам быть осторожнее относительно всего, что касается образа Иисуса Милосердного и явлений Сестре Фаустине. Однако чтобы был хоть какой-то образ Милосердия Божьего, с самого начала чтимого в Церкви, о.Сопочко, следуя предложению Епископской конференции, в 1954 году организовал конкурс образов, представляющих Иисуса Воскресшего, который явился в сионской горнице апостолам и установил таинство покаяния. К участию в конкурсе о.Сопочко пригласил также художника Адольфа Хылу, автора многих образов Иисуса Милосердного, в том числе и прославленного благодатями образа из часовни Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия в Кракове-Лагевниках. Адольф Хыла, однако, отказался от участия в этом конкурсе, поскольку считал, что это не выход, а компромисс, который не послужит делу Божьего Милосердия. В письме о.М.Сопочко он аргументировал свою позицию: «Этим компромиссом, в частности, должна быть такая компоновка образа Христа Милосердного, чтобы одновременно была представлена сцена из Его жизни, описанная в Евангелии, и ряд подробностей из явления Сестре Фаустине. Однако следствием такого компромисса станет образ, который евангельской сцены не представит, а понятие Божьего Милосердия затемнит. Всё же согласно Евангелию (Ин 20,19-24) Господь Иисус, войдя сквозь запертые двери в Горницу, приветствовал собравшихся учеников словами «Мир вам», показал им раны на руках, ногах и в боку, дунул на них Святым Духом и сказал слова, установившие таинство покаяния. На образе из видения из этого всего представлены лишь каменный пол и дверь Горницы, но сам Христос делает нечто иное: показывает лучи Крови и Воды, бьющие из Его пронзённого бока, и благословляет. К тому же предложенный образ ограничивает понятие милосердия Бога, выраженное в видении Сестры Фаустины, поскольку низводит его исключительно до проявления милосердия в таинстве покаяния».
Конкурс, в котором приняли участие три художника, выиграл образ кисти Людомира Слендзинского. Именно этот образ, хотя он и стал предметом некоторых искусствоведческих дебатов, 5 октября 1954 года получил разрешение Главной комиссией епископата Польши к употреблению в культовых целях. Этот образ (первый из написанных Слендзинским) находится в часовне Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия в Варшаве, на Грохове (ул.Германская, 44).
c.М.Эльжбета Сепак ISMM
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs
____________________________
См. также: Милосердие » Почитание Божьего Милосердия » Образ