Красота и богатство милосердия в межчеловеческих отношениях раскрывается перед нами в Новом Завете. Иисус являет нам милосердие своим образом жизни, чудесами и учением. В Нём – Воплощённом Милосердии – милосердие христианское обретает наиболее совершенный образец, преодолевший всяческие ограничения и касающийся каждого человека, даже неприятеля. Это милосердие базируется на богооткровенной истине и исходит из той предпосылки, что требования справедливости исполнятся. Оно не перечёркивает справедливость, а исполняет её (даже за счёт страдания и смерти), а потом и переступает её меру, одаряя собой. Христос в своём учении подчёркивает, что источник и мотив человеческого милосердия – в милосердии Триединого Бога. Понятое таким образом милосердие представляет собой саму сущность христианской жизни в межчеловеческих отношениях. Милосердие – как бескорыстный дар любви к другому человеку – строит и развивает христианскую жизнь, делает людей подобными Отцу, богатому милосердием, позволяет милосердию самого Бога изливаться на мир и является единственным богатством человека, имеющим вечную ценность.
ПОЧЕМУ НАМ СЛЕДУЕТ БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМИ?
Рассмотрим три библейских мотива, вдохновляющие нас творить дела милосердия. Первый заключается в том, чтобы, оказывая милосердие другим, человек уподобился милосердному Богу. Второй мотив базируется на убеждении, что оказываемое человеком милосердие приносит ему упование на милосердие Божие к нему самому. Третий мотив связан с желанием Бога, чтобы человек был воистину блажен, то есть счастлив.
1. Оказывая милосердие, становимся подобны милосердному Богу
(…) К уподоблению Богу в Его милосердии Христос призывает и непосредственно, и опосредованно – через притчи. Непосредственно – словами: «Итак, будьте милосерды, как Отец ваш милосерд» (Лк 6,36). Христос акцентирует внимание людей на Боге, давшем Себя познать в истории Израиля, на что указывает термин «Отец ваш». Определение oiktirmôn, которое может принимать значение как «милосердный», так и «сочувствующий», в контексте высказывания тяготеет к смыслу «превышать меру справедливости, не ожидая награды». Ибо стих, предшествующий данной фразе, звучит так: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вас награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ к неблагодарным и злым» (Лк 6,35). Следовательно, быть благим к неблагодарным и злым составляет суть такого уподобления Отцу Небесному. (…)
К подражанию Божьему милосердию непосредственно призывает также автор Послания к ефесянам, говоря: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4,32). (…) Ближайший контекст указывает на то, что вместо грехов или природных реакций на зло, причиняемое другими людьми, должна присутствовать жизненная позиция, определяемая словом «милосердие». Ибо автор пишет выше: Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф 6,25-31).
Этот призыв уподобиться Богу в Его милосердии находит в этом же Послании своё подтверждение как своеобразное развитие исключительного определения Бога – «богатого милосердием» (plousios en eleei): Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог нам предназначил исполнять (Еф 2,4-10).
Любовь Бога к «мёртвым по преступлениям» получает в этом фрагменте тройное акцентирование: она оказывается милосердием, она велика, она полностью обращена на нас. Следовательно, может ли человек, созданный Богом, богатым милосердием, для исполнения уготованных ему деяний предпринимать что-либо, противоречащее милосердию? Этот последний текст, как и приведённые выше отрывки, указывает на первейший мотив быть милосердными по отношению к другим: а именно, чтобы уподобиться Богу.
2. Оказывая милосердие, ожидаем милосердия Божьего
Второе побуждение, склоняющее человека к делам милосердия, является обусловленным: Если хочешь рассчитывать на Божье милосердие – будь сам милосерден к другим. Самое наглядное и одновременно положительное обоснование этой формулы можно найти в одном из макаризмов (литературный жанр новозаветной письменности; связан с греческим μακάριος – «счастливый, блаженный». – Прим. пер.): Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут Мт 5,7). Это не единственное обоснование рассматриваемой формулы; однако в этом благословении нет и речи об отплате в дословном смысле. Хотя бы уже потому, что милосердие по самой своей природе превышает справедливость, а значит, и основания для какого-либо воздаяния. Милосердие являет себя как дар, который невозможно заслужить или же заплатить за него. Однако всё откровение в целом склоняет нас к доверию – и даже к уверенности в милосердии со стороны того, кто сожалеет о бедствиях других, спешит им на помощь и проявляет готовность прощать. Но несмотря на то, что текст благословения использует касательно милосердия Бога и человека термины, обладающие общим корнем (eleêmôn, eleeô), тем не менее, существует принципиальная разница между тем, в чём Бог проявляет милосердие к человеку, и тем, насколько человек способен быть милосердным к другим. Хотя человек именно в меру своих способностей и именно путём милосердия становится подобен Богу, – на что обращает внимание св.Григорий Нисский в своих проповедях на Заповеди блаженства, говоря: Если какой человек, будучи милосерд, становится достоин Божественного счастья, то единственно лишь потому, что он обладает чертой, которой характеризуется сам Бог: Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш (Пс 114,5).
Наилучшим толкованием формулы блаженства является, разумеется, само Евангелие от Матфея. В нём же мы находим два текста, которые симптоматично показывают два способа «быть милосердным». Первый из них – прощение (см. Мт 18,21-25), второй же – «приход к нуждающимся с помощью» (см. Мт 25,31-46). Начнём с первого.
На вопрос Петра, следует ли прощать обидчику целых семь раз, Иисус отвечает, что даже и до «седмижды семидесяти» (см. Мт 18,21-22), после чего рассказывает притчу, обычно называемую «Притчей о безжалостном должнике» (см. Мт 18,23-35). Диспропорция между долгом «безжалостного должника» и долгом его слуги – говоря сегодняшним языком – поразительна. В то время как первый из них был связан долгом в размере 10 тысяч талантов, то есть 100 миллионов динариев, – второй был должен лишь сто динариев. Наверняка первая цифра является гиперболической и должна указать нам на то, что такой долг попросту невозможно вернуть. Вторая же цифра совершенно реальна, но соотносится с первой как 1:1 000 000. Ключевым для смысла этой притчи является поведение должника, которому милостивый правитель, «умилосердившись» (splagchnizomai), простил немыслимый долг (18,27), в то время как тот не только не собирался простить сравнительно небольшой должок ближнему, принадлежавшему к той же самой общественной группе (syndoulos – «со-раб»), но даже не согласился продлить срок возврата (18,29). Такая позиция слуги радикально меняет отношение к нему со стороны правителя, прежде милостивого, который теперь указывает на причину перемен: Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал (eleeô) тебя? Прощение долга было аннулировано, а к слуге отнеслись со всей строгостью (18,34). Дабы не оставалось сомнений, Иисус даёт ключ к толкованию этой притчи, прямо указывая tertium comparationis: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (18,35). Эта фраза является также подведением итога всего поучения касательно жизни в общине Церкви. Можно сказать: Прощение и милосердие объединяют общину, ибо представляют собой наследование великодушия милосердного Бога, от Которого мы зависимы все, и одновременно они являются выражением истинной любви к Нему (Ю.Хомерский).
Второй обширный текст, показывающий в Евангелии от Матфея значение деятельного милосердия, носит характер «эсхатолигически-апокалиптического пророчества, традиционно именуемого Страшным судом» (см. Мт 25,31-46). Ключевая формулировка, относящаяся к значению дел милосердия, звучит следующим образом: Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мт 25,45), а произносит её Сын Человеческий, отождествляя себя с голодными, жаждущими, странниками, не имеющими одежды, больными и узниками (25,40.45). В вопросе со стороны тех, кто милосердия не оказал, появляется оборот: Когда… мы не послужили Тебе? Употребленный глагол diakoneô (служить, прислуживать, заботиться) относится ко всем тем делам, которые можно определить собирательным термином «оказывать милосердие» – поскольку они не составляют какой-либо части какого-либо формального обязательства, тем более что относятся к людям, именуемым «меньшими» (elachistos) и предоставленным в их бессилии и «обречённости» на милость тех, кто может оказать им помощь. Все эти поступки соответствуют делам милосердия, высоко оцененным в ветхозаветных книгах и в иудаизме. Данный текст решительно утверждает, что для ученика Иисуса обязательна забота о нуждающихся. Следовательно, это существенный элемент веры, необходимой для спасения, понимаемого как помилование человека Богом.
Также и помимо употребления греческого термина, который можно перевести словом «милосердие», в Евангелии от Матфея можно найти дальнейшее обоснование позиции милосердия ввиду помилования, ожидаемого от Бога. Прежде всего в Господней молитве проявляется просьба: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мт 6,12). Убеждённость в том, что оказывать милосердие путём прощения – обязательно (в том числе и по причине ожидания милосердия со стороны Бога), появляется в словах Иисуса, являющихся несомненным повтором и углублением сути воззвания из молитвы «Отче наш»: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мт 6,14-15).
Во всех этих текстах (Мт 6,12.14-15) появляется термин afiêmi («отпускать, прощать»), относимый в равной степени к Богу и людям, ради указания веры в то, что Божье милосердие достижимо благодаря взаимному прощению между людьми. Также и в других местах Евангелия от Матфея тема прощения в общине Церкви представляется особенно актуальной, в том числе и ввиду Божьего милосердия.
Скажем ещё в завершение, что и помимо Евангелия от Матфея, откуда происходят Заповеди блаженства, есть немало текстов, предостерегающих от недостаточности милосердия по отношению к ближним (см. Исх 22,26; Иак 2,13).
3. Оказывая милосердие, становимся счастливыми
Последнее обоснование поступков милосердия базируется на том, что такая жизненная позиция делает человека счастливым. Иными словами, человек должен быть милосерден в том числе и ради своего собственного счастья. Таково содержание уже процитированного макаризма: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут Мт 5,7). Макаризм как краткая фраза был известен ещё в древней Греции; в них выражалось восхищение счастьем другого человека, чаще всего с использованием формулы «счастлив, поскольку» (makarios, hoti) или же «счастлив, кто» (makarios, hos); для подчёркивания интенсивности – «втрое счастливее» (trismakarios). Тот же, к кому относятся восемь благословений из Евангелия от Матфея, – счастлив восьмикратно, то есть полностью. И наверняка для этой достойной восхищения полноты счастья требуется жизненная позиция милосердия.
(…) Обычно новозаветные макаризмы являют собой парадоксальные высказывания, в которых общепринятые ценности девальвированы, а презираемое обретает необычайную ценность. Мы видим это с первой же заповеди блаженства, где счастливыми (блаженными) названы не состоятельные люди, а убогие: Блаженны нищие духом… (Мт 5,3). Также обычным является эсхатологический характер макаризмов в Новом Завете, в синоптических Евангелиях. В заповеди блаженства, которую мы здесь рассматриваем, причина называть «счастливым/блаженным» того, кто оказывает милосердие, выражена также в будущем времени: «помилованы будут» (Мт 5,7). Пассивный залог (eleêthêsontai), без подлежащего, указывает на то, что это Бог окажет милосердие – вследствие того, что человек примет жизненную позицию милосердия. Однако эти «милосердные» уже сейчас заслуживают восхищения и имени «блаженных», или «счастливых», как иногда переводится слово makarios. Принцип, выраженный в макаризме, является вневременным. Следовательно, каждый, кто когда-либо оказывал милосердие, прощал или же приходил с помощью к нуждающемуся, заслуживает того, чтобы стать воистину блаженным.
(…) Все эти указания, в равной степени как Ветхого, так и Нового Завета, касательно бытия милосердным ради собственного счастья, можно суммировать фразой, приписываемой Иисусу, хоть и не записанной в Евангелии: Блаженнее давать, чем принимать (Деян 20,35). Мы, однако, можем преобразовать эти слова в простое поощрение: Больше счастья – оказывать милосердие, чем принимать его. Те, кто милосерден, наверняка в этом давно убедились.
о.Роман Пиндель
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs
Полный текст с пояснениями – на польском: ks. Roman Pindel, Dlaczego mamy być miłosierni, w: W szkole miłosierdzia św.Faustyny i Jana Pawła II. Referaty z III Międzynarodowego Kongresu Apostołów Bożego Miłosierdzia, Wydawnictwo „Misericordia”, Kraków 2008, c.63-84.