В Ветхом Завете Я посылал своему народу пророков с громами. Сегодня Я посылаю тебя ко всему человечеству с Моим милосердием (Дн.1588). Сестра Фаустина была избрана Богом, чтобы напомнить миру тайну Его милосердия. Немаловажное значение имеет исторический контекст, в котором осуществлялась её пророческая миссия Милосердия. Именно в ХХ веке возникли и развивались идеологии зла – нацизм и коммунизм. Это был век интенсивного развития цивилизации и техники, но также и глубокого морального падения, когда человек отошел от Бога и начал жить «так, будто Бога и нет». В этом контексте становится понятнее, что появление нового пророка, напоминающего людям истину о милосердной любви Бога к человеку, – это великий дар, а кроме того, «знак времён» и свет, призванный осветить путь жизни в третьем тысячелетии, пробудить надежду в людских сердцах.
В тишине монастыря Сестра Фаустина размышляла – поначалу одна, послушная монастырскому уставу, – о том, что Бог соделал для человека, создавая его, и о том, сколько Сын Божий выстрадал для искупления человека, что оставил для него в святой Церкви и что ему уготовал в славе небесной. Постижение милосердной любви Божией было основано на молитве, размышлениях над Словом Божьим и литургией Церкви, а также подразумевало ежедневные поиски проявлений этой любви в собственной жизни. Укреплялось постижение милосердия даром созерцания, благодаря чему Сестра Фаустина весьма глубоко проникла в эту тайну нашей веры, дабы с новой силой провозгласить её современному миру. По велению своих исповедников – и Господа Христа лично – она вела дневник, в котором записала всё, что Бог дал ей узнать и что открыл ей в мистических видениях о своём милосердии. Этот труд св.Сестры Фаустины, как сказал Его Святейшество Иоанн Павел II, является для нас особым Евангелием милосердия, написанным в перспективе ХХ века.
«Дневник» Фаустины – книга исключительная, и не только потому, что возникла на основании мистического опыта милосердия Божьего, но также и с той точки зрения, что она содержит оригинальные мысли, связанные с этой истиной веры. В «Дневнике» нет цитат или комментариев к текстам Священного Писания, но переданная в нём истина о милосердии Божием и человеческом – как заметил епископ Казимеж Романюк – может восприниматься как своеобразный дополнительный источник (…) богословия, несомненно обогащая его. Что поражает каждого в «Дневнике», так это восхищение милосердной любовью Бога – Отца, Сына и Святого Духа, наивысшего качества, присущего Творцу и Искупителю, а также стремление нести эту любовь миру. Достигнув столь глубокого познания тайны Божьего милосердия, Сестра Фаустина даёт ему очень короткое определение, притом выражающее самую сущность этой тайны: Милосердие – это цветок любви. Бог есть любовь, а милосердие – это Его поступок, он начинается в любви, а проявляется в милосердии (Дн.651).
1. Милосердие – черта Триединого Бога
Милосердие Божие в трудах св.Сестры Фаустины предстаёт качеством, присущим всей Пресвятой Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу, а не одному лишь Воплощённому Сыну Божьему. Милосердие Божие, источник, проистекающий из тайны Пресвятой Троицы, – прямо пишет она в воззваниях литании (Дн.949). В иных молитвах можно встретить следующие формулировки: Будь превознесён, Единый в Святой Троице, милосердный Боже (Дн.1742); Будь превозносима, о Пресвятая Троица, ныне и во все времена. Да будет прославлено и превознесено величие Твоего Милосердия, Боже (Дн.5); Святая Жертва, в которой заключено милосердие Отца, Сына и Святого Духа к нам (Дн.356).
Это понимание милосердия Божьего по коннотации соответствует библейским определениям hesed из Ветхого Завета и eleos из Нового Завета. Оно означает верную любовь Божию, Его доброту и сострадание, и обладает чертами отцовской любви – верной, усыновляющей (Дн.1745, 1819) и заботящейся обо всём созданном (Дн.244, 288,361, 438, 522, 525, 1692). Оно подпадает под определение не только библейских понятий hesed и eleos, но также и rahamim, когда речь идёт о самом глубоком мотиве любви Бога, о Его материнской любви. В разговорах с Иисусом Сестра Фаустина много раз слышала о «нутре», «внутренности» милосердия (Дн.1784, 699). (В русском переводе эти цитаты звучат так: «Моя душа переполнена милосердием», «Всё, что существует, вышло изнутри Моего милосердия». – Прим.пер.) Всё сотворённое пребывает внутри, в глубине милосердия Божьего сокро- веннее, чем младенец в материнском лоне (Дн.421, 1076). Радуйся, всякое создание, – писала Сестра Фаустина, – ведь ты ближе к Богу в Его бесконечном милосердии, чем младенец – к сердцу матери (Дн.423). О материнском милосердии говорил Иисус, давая обетование всем апостолам Божьего Милосердия: Души, которые распространяют почитание Моего милосердия, Я защищаю в течение всей жизни, как заботливая мать – своего младенца (Дн.1075).
Милосердие Божие св.Фаустина называет в своих записках «непостижимым», «необъятным», «невыразимым», «неисчерпаемым», «бесконечным», «непревзойдённым», «изумляющим разум человеческий и ангельский». О величии Божьего милосердия свидетельствуют и такие определения, как «всемогущее», «могущественное» и «безграничное». Для выражения величия тайны милосердия Божия, кроме вербальных определений, св.Сестра Фаустина использовала также различные образы, аналогии и метафоры. Часто она говорила о «бездне», «океане милосердия», «море милосердия» либо «глубине милосердия». Когда она желала подчеркнуть животворную силу милосердия, то использовала метафоры «источника», «родника» или «потока». Ещё она использовала метафоры «огня» и «языков пламени» для выражения жара Божией любви к человеку и человека к Богу. Сам Иисус прямо говорил ей о палящем «огне милосердия» (см. Дн.50, 177, 1190, 1521).
Милосердие Сестра Фаустина называет «величайшим достоинством Бога» (Дн.949); это определение она получила от Иисуса. Скажи, – велел Он ей, – что Милосердие – величайшее качество Бога. Все дела Моих рук увенчаны милосердием (Дн.301). Профессор о.Игнатий Ружицкий объясняет это следующим образом: милосердие как характеристика Бога в догматическом смысле равно иным Его качествам, но когда речь идёт о проявлениях его действий в мире, то милосердие очевидно превышает другие присущие Богу черты, поскольку его действие приносит наибольшие плоды. В пользу подобного разграничения в понятии милосердия собственно черты (качества, достоинства – в разных местах «Дневника» существуют разные переводы. – Прим.пер.) Бога и милосердия как Его действия говорит, в частности, такая краткая формулировка св.Сестры Фаустины: Милосердие – это цветок любви. Бог есть любовь, а милосердие – это Его поступок, он начинается в любви, а проявляется в милосердии (Дн.651). В её текстах прекрасно видно это различие между милосердием как чертой Бога, равной Его природе, и милосердием как действием, Его поступком по отношению к человеку.
В трудах св.Сестры Фаустины нет ни комментариев, ни ссылок на библейские тексты, но в них встречаются весьма оригинальные фор- мулировки, позволяющие в новом свете рассматривать богословие милосердия. К таким оригинальным мыслям, в частности, принадлежит самоопределение Бога как Того, Который является «самой Любовью и самим Милосердием» (см. Дн.1074, 1273, 1486; ср.281), или же Иисуса, говорящего о себе, что Он является «Царём Милосердия» (Дн.83, 88, 367). Нигде в Священном Писании подобного определения не встре- чается. Кроме того, Сестра Фаустина объясняет неистощимость Божьего милосердия – а именно то, что оно растёт по мере исцеления различных человеческих страданий, – словами самого Иисуса: Я – сама Любовь и само Милосердие. Не существует нищеты, которая могла бы помериться с Моим милосердием, поскольку в момент оказания милосердия оно [милосердие] возвышается (Дн.1273 – в польском тексте: «возрастает». Прим.пер.). Значение этих слов следующее: чем больше грех, тем больше и нужда в милосердии, а значит, и само милосердие возрастает по мере уделения его Господом.
Святая Сестра Фаустина говорит о милосердной любви Бога в перспективе истории мира и человечества, то есть от момента создания ангелов, мира и людей, через Воплощение Сына Божьего и Его дело спасения, в которое входит также установление святой Церкви вместе с богатством благодатей, необходимых людям для их жизни, до дел окончательных – до самого предназначения людей к жизни в общности с Богом, во славе спасённых. Поэтому «Дневник», хотя его и нельзя назвать богословским трактатом о тайне Божьего милосердия, всё же предоставляет возможность упорядоченного изучения этой тайны. Ключом к таковому изучению служит дело сотворения, спасения и прославления. «Дневник» – это своеобразный комментарий к Священному Писанию, составленный в перспективе мистического опыта автора и потому весьма убедительно толкующий эту истину веры. В плане оригинальности и необычайной глубины познания тайны Божьего милосердия «Дневник» св.Фаустины является важнейшим дополнительным источником для богословия милосердия.
2. Призыв к проповеди Божьего милосердия
Пророческое послание св.Сестры Фаустины позволяет глубже проникнуть в тайну Божьего милосердия и привносит в историю Церкви неоценимый вклад, устанавливая новые формы почитания Милосердия Божия, а кроме того, содержит призыв неустанно провозглашать эту истину веры.
В «Дневнике» св.Сестры Фаустины многократно появляется неотложный призыв Иисуса: Говори миру о Моём милосердии, о Моей любви. (…) Делай, что в твоих силах, для распространения почитания Моего милосердия. Я дополню то, чего не хватает тебе. Скажи исстрадавшемуся человечеству, пусть оно прильнёт к Моему милосердному Сердцу, и Я наполню его покоем. Дочь Моя, скажи, что Я – сама любовь и само милосердие (Дн.1074). Этот призыв проповедовать миру тайну Божьего милосердия Иисус адресует не только Сестре Фаустине лично, но также через неё – священникам (см. Дн.50, 1521) и всем верующим (см. Дн.48, 742, 1075, 1225, 1572). Господу угодно, чтобы Церковь заново взялась за выполнение этого задания. Бог требует, – записала Сес- тра Фаустина, – чтобы существовала такая конгрегация, которая провозглашала бы миру Милосердие Бога и испрашивала его для мира (Дн.436). Эта «конгрегация», «сообщество» – как Он дал познать Сестре Фаустине – является единым великим делом в Церкви, совершаемом людьми различных призваний (затворные и деятельные ордена, а также верные-миряне). Все эти люди – каждый на своем уровне – выполняют задачу воплощения в мире милосердную любовь Бога путём свидетельства своей жизни в духе упования на Него и милосердия по отношению к ближним, через поступки, слова и молитву.
Проповеди миру милосердия Божьего Господь Иисус придаёт огромное значение, коль скоро Он дает столь великие обетования тем, кто возьмёт на себя эту миссию. Души, которые распространяют почитание Моего милосердия, – говорит Он, – Я защищаю в течение всей жизни, как заботливая мать – своего младенца, и в час смерти Я буду для них не Судьёй, а милостивым Спасителем (Дн.1075). Священникам, которые будут возвещать и прославлять Моё милосердие, Я дам удивительную силу, Я благословлю их слова и взволную сердца, к которым они будут говорить (Дн.1521). Провозглашение тайны Божьего милосердия должно помочь грешникам вернуться к жизни в благодати, а праведным – достичь большего совершенства. Также, по словам Иисуса, оно подготавливает мир к Его второму пришествию. Свидетельница Моего милосердия, пиши, говори душам о Моём огромном милосердии, потому что близок страшный день, день Моего правосудия (Дн.965). Иисус побуждает мир прибегнуть к Его милосердию, пока ещё длится время помилования, поскольку в день справедливости, в день последний будет уже поздно. Назначен день правосудия, день гнева Божия, – напоминает также и Пресвятая Дева, – дрожат перед ним Ангелы. Говори душам об этом огромном милосердии, пока длится время помилования (Дн.635). Об этой роли пророческого послания Милосердия говорил Его Святейшество Иоанн Павел II во время своего последнего паломничества на родину. Да исполнится это обязывающее обетование Господа Иисуса, – сказал Папа, – что отсюда должна выйти «искра, которая подготовит мир к Его последнему пришествию» (Дн.1732). Нужно раздувать эту искру Божьей благодати в большое пламя. Нужно передавать миру огонь милосердия. В милосердии Бога мир обретает покой, а человек – счастье!
Послание Милосердия, переданное через св.Сестру Фаустину, соответствует направлению библеистики, рассматривающему тайну Божьего милосердия, и идеально вписывается в учение Церкви. Однако в трудах св.Фаустины появляются оригинальные, нигде доселе не встречавшиеся элементы. Прежде всего поражает глубина этой вероучительной истины, которую святая сумела приблизить к Церкви и миру, постигнув её не только верой, но и благодаря мистическому опыту. Следует подчеркнуть, что Сестра Фаустина не ограничивает тайну Божьего милосердия делом искупления, освобождения человека от греха, но усматривает действие милосердия также в деле сотворения. Милосердие в её представлении – это качество, присущее нераздельно всей Пресвятой Троице, которая в каждом деянии ad extra руководствуется именно милосердием. Все дела Бога увенчаны милосердием, каждое творение обязано милосердной любви Бога как своим существованием, так и всевозможными благами – естественными и сверхъестественными, то есть дарами благодати.
с.М.Эльжбета Сепак ISMM
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs